Отдел эскпозиции:

I отдел:

Устное народное творчество – фольклор.

Устное народное творчество является одним из самых древних, богатых, разнообразных основ духовного наследия нашего народа. В период Независимости уделяется большое внимание устному народному творчеству, его исполнителям, собирателям, исследователям и издателям. Демонстрируются посредством показа разнообразных экспонатов: вещи, детали, фото, живопись, жизненность древних традиции фольклора в сегодняшнем живом исполнении. В этом отделе показано большое внимание, которое устному народному творчеству уделяет правительство, решения и постановления, направленные на его развитие и возвышение, документы, связанные с их исполнением. Здесь так же выставлены рукописные образцы таких народных дастанов как «Алпамыш», «Гур оглы», «Хан Далли», «Равшанхан», портреты народных бахши Фазил Юлдаш, Иргаш Жуманбулбул, Мухаммед Хамрад оглы Пулкан, живописные картины к дастану «Алпамыш», генеалогическое древо бахши, думбира, печатные издание образцов народного творчество, фото ученых фольклористов.

II отдел:

Древние каменные и письменные памятники (с раннего периода до ХI века).

В этот период в Центральной Азии продолжается развитие науки и литературы, в результате чего в культурной жизни возникает определенное оживление. В этом отделе демонстрируются муляжи древних произведений на камне, отрывки из этих текстов, образцы изобразительного искусства, литературного наследия великих Абу Райхана Бируни, Ал Харезми, Ахмада Фергани, Махмуда Кошгари, Юсуфа Хас Ходжиба, Адиба Ахмада Югнаки, Абу Наср Фараби, Абу Мансура Дакики и других, оставивших неизгладимый след в истории мировой культуры и науки этого периода.

III отдел:

Литературно-письменные памятники IX-XII веков.

В этом отделе демонстрируются рукописное наследие, литографии, уникальные документы, живописные произведение, показывающие жизнь и творчество творивших на узбекском, арабском, персидско-таджиском языках Имама Ал-Бухари, Абу Муса ат-Термизи, Имам Газзали, оставивших глубокий след в истории ислама и литературы, Юсуфа Хас Хаджиба, Махмуда Кашгари, Махмуда Замахшари, Адиба Сабир Термизи, Ахмада Ясави, Хакима Санои и других творцов.

IV отдел:

Литература первой половины XIII-XIV веков.

Этот отдел посвящен показу важных научно-литературых памятников, жизни деятельности, произведениям великих мыслителей на территории Узбекистана и Центральной Азии. Таких как «Китаби Жумжума» (1369/1370) Хусама Катиба, «Нахжул фародис» (XIII-XIV вв.) Али ибн Махмуда. Демонстрируется «Киссаи Рабгузи» Рагбузи, как образец памятника художественной прозы узбекской литературы XIV века, источники и изобразительные материалы жизни и творчества Харезми, Кутба, Сайфи Сарои, Хафиза Харезми, Саййида Касими, Лутфи, Хайдара Харезми, занимавших большое место в литературой жизни XIII-XV веков, а также образцы текстов дастанов Кутба, Харезми, Сайфи Сарои, освещается жизнь и творчество Хамида Балхи (Дурбек), Гадои, Атои, Саккоки, «Мухаббатнаме» Саида Ахмада, Ходжанди, Харезми.

V отдел:

Отдел литературы периода Тимуридов ( конец XIV и XV века)

Отделы отражающие литературы периода Тимуридов, жизнь и творчество Алишера Навои. Богата экспозиция отдела литературы периода Тимуридов, которая находится на втором этаже музея. Экспозиция начинается с карты государства Тимура и макета фамильной усыпальницы Тимуридов. Карта дает полное представление о территориальном масштабе государства Тимура. «Гур Эмир» известен во всём мире как исторический архитектурный памятник. В этом отделе экспонируется знаменитый портрет Алишера Навои известного художника М.Кайдалова (1947 г.). В зале Мирзо Улугбека есть макет его обсерватории и копия настенного панно исторического памятника Афрасияб. В этом отделе расположены исследования, отрывки из произведений, издания книг поэтов, которые творили в первой половине XV века.

VI отдел:

Жизнь и творчество Алишера Навои

В этом отделе экспозиционные материалы посвящены жизни и деятельности Алишера Навои. В зале наставников размещены портреты и отрывки из произведений предшественников Навои, которые писали на персидском и тюркских языках. В зале лирики Навои, настенная рукопись Чингиза Ахмарова показывает образцы лирических героев поэта. С этими изображениями органически переплетаются первые бейты известных газелей Навои написанные поэтом Чархи, прекрасным почерком насталик арабского письма. Зал «Хамса» имеет особе значение в освещении творчества поэта. В этом зале расположено настенное панно художника Т.Саъдуллаева, посвященное героям дастанов «Хамса». Кроме этого, здесь экспонируется образец прикладного народного творчества, уникальный золотошвейный ковер с изображением героев поэта. Усто Файзуллаев в целях создания национального колорита периода жизни Навои, создал из дерева панджара (перегородку) без единого гвоздя и клея. В целях показа домашнего интерьера, в соседней комнате созданы расписной потолок, настенные полки, хонтахта. Очередной зал посвящен отражению общественной деятельности Алишера Навои. В нем располагаются картины художников, показывающие участие поэта в строительстве зданий. В этом зале показан портрет Навои знаменитого живописца (XV в.) Махмуда Музаххиба (копия с миниатюры), а также искусно каллиграфически написанные проф.Х.Сулеймоновым названия произведений поэта на арабском и кириллице. Очередной зал показывает последние годы жизни Алишера Навои. Это картина показывающая (последняя встреча) как Алишер Навои встречает из военного похода Султана Хусайна Байкара, а также макет мавзолея поэта в городе Герате. Кроме этого здесь есть карта, которая показывает мировую известность великого поэта, города где публикуются его произведения и хранятся его рукописи. Затем следует зал подарков Литературному музею. Эти уникальные вещи, подарки со всех концов мира. В завершении экспозиции, посвященной жизни и творчеству поэта, размешена настенная резьба по ганчу, где на различных языках мира цитируются изречения Алишера Навои.

VII отдел:

Литература периода Захириддина Мухаммада Бабура и Бабуридов


«Мирза Бабур наш прадед, наша кровь, великий наш предок, которого мы с гордостью называем нашим детям»

Шавкат Мирзиёев Президент Республики Узбекистан

В этом отделе полностью раскрыта своеобразная роль Захириддина Мухаммада Бабура в культуре, литературе и поэзии Средневекового Востока, как писателя, поэта, ученого, видного государственного деятеля и искусного военоначальника. В экспозиции жизнь Бабура раскрыта посредством того, что он в 12 лет стал падишахом Ферганского вилоята, боролся за власть, сражался с Шайбаниханом, направился в Афганистан, затем занял Индию, основал Великую империю Бабуридов, хронологию жизни Бабура (энциклопедия Бабура, 660-669 с.), генеалогию династии Бабуридов (Б.Э.150 с.). Экспозиция обогащена генеалогическим древом Бабуридов и Шайбанидов, миниатюрами к «Бабурнаме».

VIII отдел:

Узбекская литературы ХVI- ХVIII веков

Этот период начинается с династий, правивших в ХVI- ХVIII веках на территории нашей родины, карты подвластных им территорий, сведений об исторических процессах, культурной, литературной жизни, изречений, определяющих отношение властителей тех времен к литературе, письменным источникам. Показаны религиозно-просветительские, философско-эстетические, исторические, художественные корни узбекской литературы данного периода. Приведены сведения о литературных процессах данного периода об авторах, исторических и литературных источниках, их содержании и рукописных источниках. Одним из видных литераторов данного периода был харезмиец Мухаммад Салих (1455-1535), который сперва служил у Тимуридов, а затем перешел на службу к Шайбанихану. Его поэтическое произведение «Шайбани наме» посвящён истории государству Шайбанидов. Убайдуллахан ибн Махмуд Султан (1487-1540) писал под псевдонимом «Убайди», «Убайдуллах», «Кул Убайди» свои газели, рубаи, месневи, произведения в других жанрах. Он также писал свои стихи на фарси и арабском языках. Он создал в виде назидания произведения «Гайрат наме», «Шавк наме», «Китаб ул-салот». Он призвал в свой дворец таких поэтов как Маджлиси, Шайдо, Бахри, Султанали Убахи. Родившийся в Герате и скончавшийся в Ташкенте Зайниддин Васифи известен в качестве автора «Бадоеъ ул-вакоеъ» («Удивительные событие»). Родившийся в Харезме и скончавшийся в Герате Маджлиси свободно переводил с персидского. Его вольный перевод повести «Киссаи Сайф ул-мулук» долгое время был широко распространён в Туркестане, Приволжье-Урале. Одним из красивых образцов прозы XVI века считаются произведения Падшахожа ибн Абдулвахабходжа (1480-1547). Он написал «Мифтах ул-адл» («Ключ справедливости»), посвященный сыну Шайбанихана Тимуру Султану, «Гулзор» (1508), посвященный правителю Балха Кистану Кара Султану. Оба эти произведения состоят из сорока компактных нравственно-прозаических рассказов на темы ислам и шариат, падишах и подчиненные, знание и просвещение, события в основном взяты из устного народного творчества, связанных с жизнью пророков Ноя и Саламона, таких исторических личностей как Александр, Анушерван, Махмуд Газневи и местами даны стихотворные отрывки, кита, рубаи, газели, открывки в других стихотворных жанрах. Дастан «Максад ул-атвор» (1514-1520) посвящен дяде Кистана Карана Жанибек Султану и написан в подражание стилю философско-нравственного дастана Низами «Махзан ул-асрар». Во второй половине ХVI века творили такие поэты и писатели, как Нисари, Мушфики, Нахли, Мутриби. Сохранились произведения «Тазкират ул шуаро» и «Тарихи Жахонгири» поэта и тазкиранависта Мутриби. Мушрифи оставил богатое литературное наследие. Его сатира, газели и касыды собраны в диваны. Нисари (1516-1597) создал узбекский и персидский диван и был удостоен Абдуллахоном I высокого звания «Малик уш-шуаро». Он создал тазкире под названием «Музаккир ул-ахбоб» (1566), в котром дал сведения о 250 поэтах. Тазкира была посвящена правителю Искандер Бахадырхану. Данная тазкире считается третьей после «Тазкират уш-шуаро» Давлатшаха Самарканди, «Маджолис ун-нафоис» Алишера Навои (она была переведена на узбекский язык и издана в 1993 году). В ХVII веке Туркестан разделяется на три ханства, в связи с этим литературная среда разделилась на три региона. В Хиве развивалась традиционная лирика и тазкире. Исторические произведения «Шажараи турк» (1660-1661), «Шажараи тарокима» (незаконченное) Абдулгази Бахадирхана (1603-1664) стали прекрасными образцами традиционной Восточной прозы. Также известен его медицинское произведение «Манофиъ ул-инсон». Харезмиец Мухаммад Хоксар создал «Мунтахиб ал-лугат» (1798), в котором уделил много места материалам художественной литературы. В Бухаре развивалось тазкираведение. Были созданы четыре тазкире: «Тазкират уш-шуаро» («Тазкире о поэтах») Мутриби (1604-1605), «Музаккир ул асхаб» («Упоминания собеседников») (Бадоеъ Самарканди псевдоним Малехо, 1962), «Риёз уш-шуаро» (Мулла Садик Самарканди, сороковые года ХVII века), «Мазкар ул-мусаннифи» (Мухаммад Насафи, 1758-1759). В каждом из трех ханств получил развитие один из видов народного творчества, как народная книга. Были созданы варианты народных дастанов «Тахир и Зухра», «Ашик Гариб и Шахсанам», «Сайёд и Хамро», «Асли и Карам», «Санобар», «Юсуфбек и Ахмадбек», «Алибек и Балибек», «Хуршид и Маликаи Диларам». Поэты создали своеобразные «легенды», «повести», переработав материалы устного народного творчества, а иногда и письменные источники. В Харезме Умар Баки превратил дастан «Хамса» в повести. Сайёд переработал народный образец «Тахир и Зухра» и создал дастан. Сабир Сайкали из Гиссара издал «Киссаи шахзода Бахром и Гуландом» (1785-1786). Турди Фергани, Суфи Оллоёр (1616-1706), Бабарахим Машраб (1640-57-1711), Вафои в Харезме были видными представителями узбекской литературы ХVII века. Турди жил в ХVII веке в период правления аштарханидов Нодирмухаммада и его сыновей Абдулазиза II, Субханкулихана, во второй половине ХVII века служил на различных должностях. Дошедшие до нас его 18 стихотворений почти все на общественные темы. В его сатирических стихах осуждается общественный гнёт. Период жизни Турди пришелся на период усиления в ХVII веке в Туркестане политического, экономического, духовного упадка, междоусобиц и трагедий. Поэтому он призывал все узбекские роды к «широте души» и «равенству», боролся за единство нации, спокойствию отчизны. Условия этого периода привели к усилению тасаввуфа. На почве Туркестана литература тасаввуфа нашла своё дальнейшее развитие. Суфийские мотивы в творчестве Ахсани, Суфи Оллоёра, Машраба, Хувайдо, Мирхасана Садои, Махжуба Намангани создали основное направление их творчества. Суфи Оллоёр написал такие произведения как «Тухфат ут-толибин», «Мурод ул-Орифин», «Маслак ул-муттакин», «Сабот ул-ожизин». А Машраб снискал себе славу своими пламенными любовными и просветительскими стихами, находчивостью, своей жизнью, полной приключений. О его жизни была создана повесть. Эта повесть была широко популярна среди народа под названиями «Девонаи Машраб», «Девони Машраб», «Хазрати шох Машраб». В ХVIII веке талантливым последователем Машраба был Хожаназар Гайибназар оглы Хувайдо (умер в 1781-1783). Хувайдо творил почти во всех жанрах поэзии. От него остались дастан «Ибрахим Адхам» и поэма «Рохати дил». В его произведениях продвигаются идеи, связанные с исламским поведением и философией. Его внук Мавлявий Сиражи (умер в 1817 году), правнуки Самарбану (1836-1891), Салахиддин Сахиб (1838-1910) создали свои диваны. В ХV-ХVIII веках были написаны газели и дастаны на традиционные светские любовные темы. Однако в основном наряду с тасаввуфом усилилась общественная сатира (Вафои, Турди, Мужрим Обид и др.). Даже были созданы сатирические касыды. Например в Харезме известна сатирическая касыда на редиф «Недур», «Хануз» Пахлаванкули Равшана (1725-1805). Были созданы дастаны-басни С.Салахий «Гул и булбул» 1740. Философско-аллегорический дастан Нишати «Хусну Дил» (1778). Нурмухаммад Андалиб (умер в 1770 году) создал такие месневи-поэмы как «Юсуф и Зулейха», «Лейли и Меджнун», «Зайн ул-Араб», «Саъд Ваккас».

IХ отдел:

Узбекская литература ХIХ века.

В этом отделе размещены (карта, принадлежности каллиграфа, экспонаты, предметы, рукописи, литографии, образцы гончарства, одежды, изображения, фотоснимки, исторические памятники в Хиве, Бухаре, Самарканде и Коканде) экспонаты относительно этого исторического, культурного периода и искусства. Экспозиция литературы этого периода рассказывает о талантливых творцах в частности: - Творцы Харезмской литературной среди: Мунис, Агахи, Табиби, Ражи, Камил, Феруз, Баёни, Аваз Утар. - Творцы Кокандской литературной среды: Низами Хуканди, Садои, Гази, Акмал, Амири, Надира, Фазли, Увайси, Гулхани, Махмур, Азими, Фано, Хан, Мукими, Мухи, Кари, Завки, Фуркат, Мухсини, Хазини. - Из литературной среды Бухары и Самарканда Мужрим Обид, Мулла Курбан, Хирами, Мирза Сидики, Мунши, Шавки Каттакургани, Мири, Хайрат и другие. Здесь выставлены отдельные плакаты-тексты, их произведения на современном алфавите латинице, работы современных художников на их известные произведения, иллюстрации и картины, рукописи-автографы, древние и современные издания произведении, образцы научных исследований о творчестве поэтов. Здесь нашли своё отражение рукописи, литографии и современные издания таких произведений как «Мажмуаи шоирони Умархони», «Тухфат ул-ахбоб», «Мажмуат уш-шуарои Ферузшохи», «Тазкираи Каюми», которые являются важными источниками литературы и литературной жизни этого периода.

Х отдел:

Узбекская литература национального возрождения (до первой четверти ХХ века)

Отдел отражает общественную, экономическую, политическую, а также культурную жизнь конца ХIХ и начала ХХ веков. Писатели и ученые, творившие в этот период (Махмуд хужа Бехбуди, Саидахмад Сидки Ажзи, Мирза Хайрулла Хуканди, Суфизада, Хамза, Мунаввар кари, Алихантура Сагуни, Фитрат, Абдулла Авлани и другие) были хорошо осведомлены о традициях классической литературы, а также были ее продолжателями и прогрессивными творцами. В их произведениях главенствовали настроения ненависти против порабощения, желание к национальной свободе, освобождению из болота невежества. И это привело многих из них к репрессии со стороны тоталитарного режима. По этому их имена скрывались от нашего народа, а также их духовное наследие, было запрещено вспоминать их. После достижения Независимости, об этих людях, которые стали жертвой на пути к свободе, стали говорить свободно, появилась возможность изучать их творчество. Данный отдел создан для этой цели. Живописные масляные и акварельные картины, фото, документы, а также фотокопии рукописей, афиш дают достаточные сведения не только о личности писателей и их творчестве, но и о духовности той эпохи. Некоторые творцы, принадлежащие данной эпохи, были весьма многогранными. В этом отделе этот фактор тоже учтен. В частности в экспонатах в различных ракурсах отражены театральная деятельность Чулпана, Хамзы и Авлони, литературно-эстетические взгляды Бехбуди и Фитрата.

ХI отдел:

Узбекская литература ХХ века (1924-1980 года)

В первой половине ХХ века (между 1925-1940 годами) в развитии узбекской литературы в творчестве таких творцов, как А.Кадири, Элбек, Бату, Усман Насир, прослеживается борьба народа за свободу, против тяжёлой доли и зловещей жизни трудового народа. Их творчество заняло достойное место в душе народа своей правдивостью, честностью, своим высоким художественным уровнем. В годы войны творчество таких творцов как Х.Алимждана, Гайрати, Г.Гулям, Айбек, Шайхзода, А.Кадири превратилось в их оружие. Они в своих стихах и художественных произведениях повествовали свободу своей родины, ненависть и гнев к фашистским захватчикам. В послевоенный период произведения таких писателей как Шухрат, Шукурлло, Саид Ахмад вобрали в себя отражение роли народа в общественной жизни, его чаяния и надежды. В узбекскую литературу конца 50-ых годов пришли Э.Вохидов, У.Умарбеков, А.Арипов, У.Хашимов, Ш.Халмирзаев, которые своим творчеством пропагандыровали идеи нашей общественной жизни, новаторство молодых, любовь, верность, дружбу. А в конце 70-ых годов в нее пришли М.Али, А.Суюн, У.Азимов, Х.Султанов, в творчестве которых наряду с пропагандой идеи независимости, отражены такие высокие свойства как патриотизм, героизм, дружба, любовь. В этом отделе расположены экспонаты творчества писателей и повседневной жизни, которыми они пользовались (личные вещи, портреты, фото и другие).

ХII отдел:

Литература периода Независимости (с 1991 года до сегодняшнего дня)

В период Независимости, отношение к литературе изменилось коренным образом, то есть художественная литература освободилась от идеологического давления, а также ей было уделено государственное внимание. Такое положение отражено в постановлениях и решениях руководителя и правительства республики. В экспозиции музея выставлены тексты Постановлений Президента нашей республики Ш.М.Мирзиёева «О культуре чтения книги, литературе и искусстве», а также его мысли о литературе и духовности, которые прозвучали 3 августа 2017 года на встрече с творческой интеллигенцией. Период Независимости стал периодом творческого подъёма для писателей всех жанров. В этот период писатели, освобожденные от идеологического давления стали писать свободно. Ярким примером тому произведения таких писателей как Абдулла Орипов, Эркин Вахидов или ученых литературоведов как Озод Шарафиддинов. Некоторых писателей были удостоены международных премий. В основе этого лежит особое внимание к литературе в нашей республике. Это обстоятельство особенно заметно на протяжении последних двух лет. Особо важное значение имеет решение, подписанное президентом нашей родины Ш.Мирзиёевым «О мерах по усовершенствованию деятельности Союза писателей Узбекистана (5 апреля 2018 года)». В этом Постановлении наряду с мероприятиями, связанными с Союзам писателей ещё говорится о Высших курсах литературы. Кроме этого принятие правительством нашей республики Постановления о проведении международной конференции «Изучение узбекской литературы зарубежом», является ярким примером большого внимания к литературе в нашей республике. В нашей стране стабильно развиваются литературные связи и художественный перевод. Яркий пример этому широкое празднование юбилея известного киргизского писателя Чингиза Айматова.